Нормативные документы


УТВЕРЖДЕНО
СОУ ГБОУ СОШ № 12
от  №
УТВЕРЖДЕНО
приказом по ГБОУ СОШ № 12  
от  №
       ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ
ГБОУ СОШ № 12 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
1.1. Настоящее Положение разработано на основании  законов РФ «Об образовании» и «О библиотечном деле», Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  средней образовательной школы №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – школа).
1.2. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.3. Деятельность библиотеки школы отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими  и  справочными документами учитывается при лицензировании школы.
1.4. Цели библиотеки школы соотносятся с целями школы: формированием общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; их адаптацией к жизни в обществе; созданием основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формированием здорового образа жизни.
1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором гимназии.
1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке школы и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы.
1.8. Гимназия несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса библиотекойшколы производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

        2. ОСНОВНЫЕ  ЦЕЛИ:
2.1. Обеспечение для участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы   на   различных   носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски) и иных носителях.
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.3. Формирование  навыков  независимого библиотечного пользователя; обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Для реализации основных функций библиотека:
        3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; 
  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в гимназии
(публикаций и работ педагогов гимназии, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
        3.2. Создает информационную продукцию:
  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат в виде электронных каталогов;
  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.3.        Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • содействует педагогическому коллективу и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (организация бесед, обзоров, праздников, просмотр видеофильмов, CD дисков).
3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий.
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся:
  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
4.1. Библиотека включает следующие отделы: абонемент,  читальный зал, фонд художественной, научно-популярной и учебной литературы.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.3. Благотворительная помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, школа обеспечивает библиотеку:
  • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
  •  современной электронно-вычислительной телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
  • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
  • библиотечной техникой  и  канцелярскими принадлежностями.
4.5.  Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет заведующий библиотекой.
4.8. Режим работы библиотеки определяется директором школы и утверждается приказом пошколе в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
  • одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • не менее трех раз в месяц - методического дня.
4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с учащимися библиотека школы взаимодействует со школьными библиотеками и библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
5.  СТРУКТУРА БИБЛИОТЕКИ
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой назначается директором школы, является членом педагогического.
5.5. Заведующий библиотекой  разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
  • положение о библиотеке;
  • правила пользования библиотекой;
  • структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе  объемов  работ, определенных положением о библиотеке школы с  использованием  «Межотраслевых норм времени на процессы,  выполняемые в библиотеках»  (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
  •  планово-отчетную документацию;
  •  технологическую документацию.
5.7. Порядок комплектования штата библиотеки  регламентируется уставом школы.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.9. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
5.10.Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
6.1. Работники библиотек имеют право:
  •  самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке школы;
  •         проводить в установленном порядке                                                                                                                     уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
  •         определять источники комплектования информационных ресурсов;
  •         изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с Порядком учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда (от 8.10.2012);
  •         вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
  •  иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней;
  •  быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
  • участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотеки обязаны:
  • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
  • информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
  • обеспечить  организацию фондов и каталогов;
  • формировать фонды в соответствии с интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
  • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
  • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
  • отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
  •  повышать квалификацию.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
  •         получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
  •         пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки:
  • получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
  • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
  • продлевать срок пользования документами;
  • получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
  • участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
  • обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
  • соблюдать Правила пользования библиотекой;
  • бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
  • поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;
  • пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
  • убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки;
  • возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
  • заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
  • полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
  • запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
  •         перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
  • документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
  • читательский формуляр фиксирует дату выдачи  документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку, максимальные сроки пользования документами:
  • учебники, учебные пособия - учебный год;
  • научно-популярная, познавательная, художественная литература - 30 дней;
  • периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
  • пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей;
  • документы (энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре) выдаются только для работы в читальном зале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий